
 

КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ЖУРНАЛИСТОВ 
330 Seventh Avenue, New York, NY 10001 USA   Phone: (212) 465-1004   Fax: (212) 465-9568   Web: www.cpj.org   E-Mail: 

media@cpj.org 
 

 

http://www.cpj.org Контактное лицо: Эби Райт 
e-mail: info@cpj.org Телефон: 212-465-1004 (доб. 105) 

 

10 стран с самой жесткой цензурой 
Северная Корея возглавляет список «10 стран с самой жесткой 

цензурой», составленный КЗЖ 
 
Нью-Йорк, 2 мая 2006 г. — Как было установлено в результате исследования, 
проведенного Комитетом по защите журналистов, граждане Северной Кореи проживают 
в стране, имеющей самую жесткую цензуру в мире. Коммунистическая Северная Корея 
существует в условиях глубочайшего информационного вакуума; в ней нет ни одного 
независимого журналиста, а в диапазоне всех радио- и телеприемников, поступающих в 
продажу, не заблокированы только те частоты, на которых ведется государственное 
вещание. Бирма, Туркменистан, Экваториальная Гвинея и Ливия замыкают первую 
пятерку государств из списка «10 стран с самой жесткой цензурой», составленного КЗЖ.  
 
В своем докладе, посвященном Международному дню свободы печати, который 
отмечается 3 мая, КЗЖ назвал государственную цензуру одной из самых 
актуальных угроз, стоящих перед журналистами во всем мире. КЗЖ изучил 
ситуацию со свободой печати в десятках стран мира с целью оценки доступа 
общественности к независимой информации и методов, используемых 
руководителями стран для сдерживания информационного потока  
 
Региональные представители КЗЖ, используя свои обширные знания о положении 
местной прессы и применяя тщательно отобранные критерии, определили позиции 
в списке стран с наиболее жесткой цензурой. В качестве критериев рассматривался 
государственный контроль над всеми средствами массовой информации, 
существование официальных правил цензуры, применение государством насилия, 
лишение свободы и преследования в отношении журналистов, глушение 
трансляции зарубежных новостей и ограничение частного доступа в Интернет.  
 
Остальные пять стран, попавших в этот список - Эритрея, Куба, Узбекистан, 
Сирия и Беларусь. 
 



«Люди в этих странах фактически изолированы от внешнего мира, их 
авторитарные правители затыкают рот СМИ и фильтруют информацию с помощью 
ограничительных законов, страха и запугивания» - заявила исполнительный 
директор КЗЖ Энн Купер. 
 
Анализ КЗЖ выявил следующие характерные признаки: 

• Тотальный контроль. Печатные и электронные СМИ во всех 10 странах 
находятся под жестким государственным контролем или влиянием. В 
некоторых странах разрешено работать небольшому числу частных органов 
СМИ, однако большинство их находится в руках приверженцев 
существующего режима. В Ливии отсутствуют какие-либо независимые 
вещательные или печатные СМИ, что является анахронизмом даже по 
меркам Ближнего Востока. В Экваториальной Гвинее существует лишь 
одна частная вещательная компания; ее владелец — сын президента. В 
Бирме гражданам, открыто слушающим программы Би-би-си, грозит арест. 

• «Театр одного актера». В большинстве стран, вошедших в список КЗЖ, 
власть принадлежит одному человеку, который удерживает ее, 
манипулируя СМИ и подтасовывая результаты проводимых выборов. СМИ 
в этих странах способствуют созданию культа личности. В Туркменистане 
на государственном телевизионном канале нижнюю часть экрана постоянно 
украшает золотой профиль «Пожизненного президента» Сапармурата 
Атаевича Ниязова. Президента Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг 
Нгуема Мбасого государственное радио называет «Богом страны». 

• Использование «Большой Лжи»: В Северной Корее «новости» бывают 
только хорошие. Если верить жестко контролируемым средствам массовой 
информации этой страны, Северная Корея никогда не страдала от голода 
или нищеты, а ее граждане готовы отдать жизнь за своего вождя. 
Официальное Центральное агентство новостей Кореи сообщает, что 
руководитель страны Ким Чен Ир настолько любим народом, что после 
смертоносного взрыва поезда с боеприпасами в жилом районе люди 
бросились выносить из домов вездесущие портреты «Любимого Вождя», и 
лишь после этого занялись спасением членов своих семей.  

• Полная нетерпимость к негативному освещению событий в печати. 
Спасаясь от преследований со стороны правительства Узбекистана, более 
десяти иностранных журналистов, освещавших расправу над участниками 
антиправительственных выступлений в Андижане в мае 2005 года, были 
вынуждены в спешном порядке покинуть страну; журналисты, освещавшие 
действия противников недавно переизбранного президента Беларуси 
Александру Лукашенко, оказались в тюрьме по обвинению в 
«хулиганстве». На Кубе правительство организует «акции отстранения», 
направленные против непокорных журналистов; демонстранты окружают 
дом журналиста и не позволяют никому входить в здание или выходить из 
него. 

• Циничное безразличие к благополучию людей. Правительства запрещают 
сообщать новости об опасностях и трудностях, с которыми сталкиваются их 
граждане. В Северной Корее замалчивалась информация о голоде, 



постигшем миллионы людей. Бирма скрыла сведения о последствиях 
цунами, обрушившегося на страну в декабре 2004 года. 

 
«Действия этих правительств неприемлемы ни по каким международным нормам» 
- заявила г-жа Купер. «Мы призываем руководителей этих стран с жесткой 
цензурой присоединиться к свободному миру, отказавшись от своих 
ограничительных действий и позволив журналистам свободно освещать события и 
информировать своих граждан». 
 
 
Ниже приведен краткий обзор стран с наиболее жесткой цензурой:  



 
1. СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ 

Руководитель: Ким Чен Ир, председатель Комиссии по национальной обороне, 
находится у власти со времени кончины его отца Ким Ир Сена в 1994 году 
 
Методы действия цензуры: Северная Корея, соединив традиционный 
конфуцианский идеал общественного порядка со сталинской моделью 
авторитарного коммунистического государства, создала беспрецедентный 
информационный вакуум. Все радио- и телестанции и газеты страны 
контролируются правительством. В диапазоне всех радио- и телеприемников, 
поступающих в продажу, не заблокированы только те частоты, на которых ведется 
государственное вещание. Сама информация почти полностью исходит от 
официального Центрального агентства новостей Кореи (ЦАНК). Оно выдает 
ежедневную порцию раболепных репортажей о «Любимом Вожде» Ким Чен Ире и 
его государственных делах. О крайней нищете и голоде, царящих в стране, не 
упоминается ни единым словом. Лишь небольшое число зарубежных журналистов 
получают каждый год ограниченный доступ для работы в стране, и куда бы они не 
направлялись, при них должны находиться «сопровождающие лица». 
 
Печальный факт: После смертоносного взрыва железнодорожного состава с 
боеприпасами в апреле 2004 года на станции Ренчхон близ китайской границы 
ЦАНК сообщило, что граждане продемонстрировали «дух готовности защищать 
вождя ценой своей жизни», ринувшись в горящие здания спасать находящиеся там 
портреты Кима «прежде чем искать членов своих семей или спасать свое домашнее 
имущество». Однако к месту трагедии, в результате которой погибли более 150 
человек, а несколько тысяч было ранено, международную прессу не пустили. 
 
 

2. БИРМА 
Руководитель: В 1992 году после ухода в отставку руководителя переворота 1988 
года генерала Со Мана пост председателя военной хунты, известной как 
Государственный совет по миру и развитию, занял Тан Шве 
 
Методы действия цензуры: Хунте принадлежат все газеты и радиостанции, а 
также три телеканала страны. СМИ не осмеливаются даже намекать на 
существование антиправительственных настроений, не говоря уже о том, чтобы 
сообщать о них. Несколько частных печатных органов Бирмы обязаны 
представлять свои материалы на утверждение Комитету по обзору печати до 
выхода их в свет; в связи с цензурой ни одно издание не публикуется ежедневно. В 
2005 году хунта взяла под свой контроль компанию «Баган Сайбертек», 
являющуюся основным провайдером интернет-услуг и спутниковой связи в Бирме. 
За открытое прослушивание передач Би-би-си или Радио «Свободная Азия» 
граждане подвергаются аресту. Заявления иностранных журналистов о выдаче 
въездной визы обычно отклоняются, за исключением тех случаев, когда 
правительство желает продемонстрировать какое-либо политическое событие. 
 



Печальные факты: В выпуске «Нового Света Мьянмы» (Бирма) 4 июня 2005 г. 
была опубликована статья под названием «При освещении событий необходим 
позитивный настрой», где разъяснялась позиция правительства по отношению к 
средствам массовой информации: «Народ Мьянмы не желает смотреть, читать или 
слушать недостоверные и искаженные новости и лживые сообщения. Более того, 
народ Мьянмы испытывает отвращение по отношению к некоторым местным 
средствам массовой информации, которые перенимают практику публикации 
недостоверных и искаженных новостей и лживых сообщений». В мае 2005 года 
была приостановлена деятельность рангунского еженедельника «Голос» за 
размещенную на первой полосе безобидную статью об отказе Вьетнама от участия 
в бирманском новогоднем водном фестивале, которую хунта сочла 
компрометирующей. 
 

3. ТУРКМЕНИСТАН 
Руководитель: Сапармурат Атаевич Ниязов, избранный в 1991 году и 
провозглашенный Пожизненным Президентом в 1999 году 
 
Методы действия цензуры: Ниязов изолировал страну от внешнего мира и 
установил культ личности, провозгласив себя «Туркменбаши» - отцом всех 
туркмен. Государству принадлежат все средства массовой информации в стране, 
которые администрация Ниязова контролирует, назначая редакторов и подвергая 
цензуре все материалы. Ниязов лично каждый день утверждает содержание первой 
полосы крупнейших ежедневных изданий, где неизменно помещен его портрет 
крупным планом. В 2005 году государство закрыло все библиотеки, за 
исключением одной, в которой находятся книги, написанные самим президентом, и 
запретило ввоз в страну зарубежных изданий. Государственные СМИ осыпают 
Ниязова обильными похвалами, игнорируя в то же время важные сообщения о 
СПИДе, проституции, безработице, нищете, преступности и наркомании. 
Небольшая группа местных и иностранных корреспондентов работают на 
зарубежные – в первую очередь, российские – информационные агентства, но они 
располагают лишь минимальной свободой слова.  
 
Печальный факт: Золотой профиль Ниязова постоянно светится в нижней части 
экрана при трансляции программ государственного телевидения. Дикторы 
новостей начинают каждую передачу с клятвы не клеветать в своих репортажах на 
страну, флаг или президента, или «пусть у них язык отсохнет». 
 
 

4. ЭКВАТОРИАЛЬНАЯ ГВИНЕЯ 
Руководитель: Президент Теодоро Обианг Нгуема Мбасого, пришел к власти 
после переворота 1979 года 
 
Методы действия цензуры: О критике жестокого режима Обианга в 
единственной испаноговорящей стране Африки не может быть и речи. Все 
вещательные СМИ принадлежат государству, за исключением РТВ-Асонга, сети 
частных радио- и телевизионных станций, владельцем которой является сын 



президента, Теодорино Обианг Нгуема. Формально существует несколько частных 
газет, но они редко издаются в связи с финансовым и политическим давлением. По 
сообщению находящейся в изгнании группы по защите свободы печати 
АСОЛПЕГЕ-Либре, единственное регулярно выходящее издание - 
проправительственный журнал, который издается в Испании и финансируется на 
доходы от рекламы компаний, действующих в Экваториальной Гвинее, «главным 
образом, североамериканских нефтяных компаний». Группа заявляет, что 
правительство вынуждает все частные компании платить за рекламное время в 
государственных вещательных СМИ. Она характеризует государственные 
вещательные компании как «фактические инструменты власти на службе 
диктатуры, посвященные целиком и полностью политическому нарциссизму и 
идеологической пропаганде действующего режима». В 2005 году Государственный 
департамент США сообщил, что в стране можно приобрести издания, 
публикующие информацию об иностранных знаменитостях и спорте, но газет в 
продаже нет, книжные магазины и газетные киоски отсутствуют. Иностранным 
журналистам отказывают в визе или выдворяют их из страны без официального 
объяснения. 
 
 
Печальный факт: На государственном радио Малабо звучат песни, 
предупреждающие граждан о жестокой расправе, которая ждет их за высказывания 
против существующего режима. Во время парламентских выборов в 2004 году 
государственные СМИ называли активистов оппозиции «врагами» государства. 
Государственное радио именует Обианга «Богом страны», который властвует над 
людьми и всем сущим.  
 
 

5. ЛИВИЯ 
Руководитель: Полковник Муаммар Каддафи, бессменно находится у власти со 
времени бескровного переворота 1969 года. 
 
Методы действия цензуры: В Ливии средства массовой информации 
подвергаются самому жесткому контролю среди стран арабского мира. 
Правительству принадлежат все печатные и вещательные СМИ, которые оно 
полностью контролирует, что является анахронизмом даже по региональным 
меркам. Средства массовой информации послушно отражают государственную 
политику и не публикуют никаких новостей или взглядов, содержащих критику 
Каддафи или правительства. Доступ к спутниковому телевидению и интернету 
существует, но правительство блокирует нежелательные политические сайты. 
Интернет является одним из немногих каналов деятельности независимых 
писателей и журналистов, но пользоваться им становится чрезвычайно опасно. В 
прошлом году в Бенгази был убит выстрелом в голову Даиф аль-Газал аль-
Шухайби, публиковавший материалы на сайтах лондонской оппозиции. В убийстве 
никого не обвинили, что можно рассматривать как недвусмысленное 
предостережение всем желающим покритиковать власть. Кроме того, интернет-



журналист Абдул Разек аль-Мансури был приговорен к тюремному заключению в 
наказание за онлайновые публикации с критикой правительства. 
 
Печальный факт:  
В 1977 году Каддафи изложил свою концепцию ливийской культурной революции 
в «Зеленой книге». По поводу печати он написал следующее: «Пресса — это 
средство выражения общественного мнения: это не средство выражения мнения 
частных лиц или корпоративных органов. Следовательно, по логике вещей и 
согласно демократическим принципам, она не должна принадлежать ни тем, ни 
другим». 
 
 

6. ЭРИТРЕЯ  
Руководитель: Президент: Исайас Афеверки, избран в 1993 году национальным 
собранием  
 
Методы действия цензуры: Эритрея — единственная страна Африки, 
расположенная к югу от Сахары, которая не имеет ни одного частного органа 
средств массовой информации. Спустя более чем четыре года после жестокого 
подавления зарождающейся независимой прессы это крохотное государство 
Африканского Рога в результате проводимой правительством репрессивной 
политики практически недоступно вниманию международной общественности и 
почти не имеет доступа к независимой информации. Лишь небольшое число 
привилегированных лиц имеет выход в интернет. Горстка иностранных 
журналистов в столице страны Асмара находится под неусыпным наблюдением 
властей. 
 
Печальный факт: С 2001 года по меньшей мере 15 журналистов подверглись 
тюремному заключению или другим образом лишились свободы. Большинство из 
них находятся в секретных тюрьмах без права переписки и общения с внешним 
миром. Когда КЗЖ пытался получить информацию о заключенных журналистах 
осенью 2005 года, министр информации Али Абду заявил агентству Франс-Пресс: 
«Мы сами решаем что, зачем, когда и где нам делать». 
 



 
 

7. КУБА 
Руководитель: Президент Фидель Кастро управляет этим однопартийным 
государством с момента захвата власти в результате революции 1959 года 
 
Методы действия цензуры: Конституция Кубы предоставляет Коммунистической 
партии право контролировать прессу; она признает «свободу слова и печати в 
соответствии с целями социалистического общества». Всеми органами СМИ 
владеет и контролирует их правительство, которое также ограничивает доступ в 
интернет. Новости представляются четырьмя телевизионными каналами, двумя 
информационными агентствами, десятками радиостанций, как минимум четырьмя 
новостными сайтами и тремя главными газетами, выражающими взгляды 
Коммунистической партии и других общественных организаций, контролируемых 
правительством. СМИ действуют под надзором департамента революционной 
ориентации Коммунистической партии, который осуществляет разработку и 
координацию пропагандистских стратегий. Куба продолжает занимать одно из 
первых мест в мире по количеству заключенных журналистов (за решеткой 
находятся 24 независимых журналиста), уступая в этом только Китаю. Тех, кто 
пытается работать в русле независимой журналистики, притесняют, подвергают 
задержанию, им угрожают привлечением к ответственности или тюремным 
заключением или запрещают свободно передвигаться. Несколько иностранных 
журналистов делают репортажи в Гаване, но кубинцы их репортажей не видят. 
Власти выдают зарубежным журналистам визы выборочно, часто отказывая 
сотрудникам тех СМИ, которые считаются недружественными. 
 
Печальный факт: Правительство организует у домов независимых журналистов 
демонстрации, получившие название «акции отстранения». Сторонники 
правительства собираются вокруг дома, запугивают находящихся в них людей, не 
дают им выходить и не пускают к ним посетителей. 
 

8. УЗБЕКИСТАН 
Руководитель: Президент Ислам Каримов, избран в 1991 году; президентские 
полномочия продлены референдумом в 1995 г. и еще раз в 2002 г.  
 
Методы действия цензуры: Каримов восстановил диктатуру советского образца, 
прибегающую к жестокому политическому запугиванию журналистов, борцов за 
права человека и политической оппозиции с целью заставить их замолчать. Режим 
Каримова использует неформальную систему государственной цензуры для того, 
чтобы не давать отечественным СМИ публиковать сообщения о пытках, широко 
практикуемых правоохранительными органами, нищете и исламском 
оппозиционном движении. Кроме того, Узбекистан занимает в списке бывших 
советских республик первое место по числу заключенных журналистов. В конце 
2005 года за решеткой находилось шесть журналистов.  
 



Печальный факт: После расстрела войсками сотен участников 
антиправительственных протестов в городе Андижан в мае 2005 года режим 
Каримова обрушился на иностранные СМИ. Би-би-си, Радио Свободная 
Европа/Радио Свобода и Институт по освещению проблем войны и мира были 
вынуждены закрыть свои отделения в Ташкенте. Примерно десяти иностранным 
журналистам и местным репортерам, работающим на зарубежные СМИ, пришлось 
срочно покинуть страну.  



   
 

9. СИРИЯ 
Руководитель: Президент Башар аль-Ассад, унаследовавший власть после смерти 
своего отца в 2000 году 
 
Методы действия цензуры: СМИ находятся под жестким контролем и влиянием 
государства. Некоторые газеты и вещательные органы принадлежат частным 
лицам, но либо их владельцы поддерживают власти, либо им запрещено 
распространять политические материалы. Некоторые частные и партийные газеты 
позволяют себе мягкую критику отдельных направлений правительственной 
политики или партии Баат, однако эти издания достаточно безобидны. 
Государственные газеты и вещательные органы по-прежнему являются надежным 
оплотом действующего режима. Закон о печати содержит комплекс ограничений 
работы СМИ, в том числе требование о получении всеми периодическими 
изданиями лицензии у премьер-министра, который может отклонить любое 
заявление как не соответствующее «интересам государства». Действующий режим 
запугивает критиков с помощью арестов и предупреждений. 
 
Примеры: Государственные методы подавления настолько выхолостили газеты, 
что даже высокопоставленный правительственный чиновник, покойный министр 
внутренних дел Гази Кенаан, однажды назвал сообщения в сирийской печати 
«непригодными для чтения». Несмотря на попытки приватизировать прессу, 
газеты, преступающие в своем критицизме дозволенную грань, закрываются, или 
их тираж изымается.  
 
 
 

10. БЕЛАРУСЬ 
Руководитель: Президент Александр Лукашенко, избран в 1994 году; последний 
раз был переизбран в марте 2006 года во время выборов, названных Европейским 
Союзом «далеко не безукоризненными». 
 
Методы действия цензуры: Большинство вещательных и печатных органов 
принадлежат правительству и изобилуют хвалебными речами в адрес Лукашенко. 
Формально независимые радио- и телевизионные станции избегают освещения 
политически скользких тем. В последние годы власти закрыли десятки 
независимых газет, а с теми немногими, которые еще выходят, правительство 
обращается крайне жестко: под нажимом администрации Лукашенко 
государственные издательства отказываются печатать газеты, содержащие критику 
режима; почтовой службе и государственным органам распространения печатной 
продукции запрещено распространять независимые издания, повергаются аресту 
целые тиражи независимых газет, а за критику в адрес президента предусмотрены 
сроки тюремного заключения до пяти лет.  
 



Печальный факт: Более двадцати отечественных и иностранных журналистов 
подверглись заключению во время бурной президентской кампании, большинство 
из них в ходе освещения антиправительственных митингов, организованных после 
голосования. За присутствие на этих митингах многим репортерам было 
предъявлено обвинение в хулиганстве. 
 
 
 
Данный список составлен сотрудниками КЗЖ на основе 17 критериев свободы 
выражения и доступа к информации. Эти критерии варьируются от наличия 
формальной цензуры до отсутствия независимых СМИ и доступа к новостям из-
за рубежа. Страны, вошедшие в список, удовлетворяют как минимум девяти из 
этих 17 критериев. 

  

Материал подготовлен сотрудниками КЗЖ. За дополнительной информацией 
обращайтесь по адресу: 

 
Europe & Central Asia Program  
Committee to Protect Journalists  
330 Seventh Avenue, 11th Floor  
New York, New York 10001  
Telephone: (1 212) 465-1004 x101 or 106  
Fax: (1 212) 465-9568  
E-mail: Europe@cpj.org 
Web: www.cpj.org 
 


