Таджикистан

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ

» Власти декриминализовали клевету, но оскорбление Президента по-прежнему преступление.

» Несколько независимых новостных сайтов заблокированы после публикации критических материалов.

Авторитарный президент Эмомали Рахмон высоко отметил журналистскую миссию на церемонии, посвященной столетию таджикской прессы, однако его выступление было противоречиво: Рахмон призвал средства массовой информации не публиковать материалы, которые могли бы повредить международному имиджу Таджикистана, вызвать пессимизм среди населения или подорвать общественный порядок. Таков разрыв между риторикой и реальностью. Рахмон подписал закон об отмене уголовного наказания за клевету; при этом законодательством по-прежнему предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет за материалы, якобы оскорбляющие президента. Власти заблокировали доступ к ряду независимых информационных сайтов на период до трех месяцев, когда эти СМИ поставили под вопрос официальную версию гибели одного из генералов службы безопасности и выступили с утверждением, что Рахмон усилил надзор за местными религиозными группами. Как сообщает расположенная в Душанбе Национальная ассоциация независимых средств массовой информации в Таджикистане, среди заблокированных СМИ оказались как местные, так и международные, включая популярные Asia Plus, Ferghana News, "Ленту" и BBC. Власти также объявили o создании укомплектованного добровольцами компьютерного подразделения, которое будет выявлять якобы экстремистское содержание и оскорбительные для президента материалы. Ссылаясь на предоставленные подразделением данные, глава Агентства связи назвал социальную сеть Facebook "рассадником клеветы" и приказал заблокировать к ней доступ внутри страны.



  • 16

    сайтов заблокировано
  • 2

    нападения
  • 500.000

    сомони: сумма иска
  • 100

    дней протеста
 

Власти продолжали осуществлять цензуру новостных материалов и принимать меры против критиков в кибер-пространстве. По крайней мере трижды в 2012 году, а именно в марте, июле, и ноябре государственное агентство связи предписывало местным провайдерам интернет-услуг заблокировать доступ к независимым СМИ, а также к социальным сетям Facebook и YouTube. По сообщениям местной прессы, агентство не представило предусмотренных законом судебных постановлений, а вместо этого угрожало отозвать у сопротивлявшихся лицензии.


Средства массовой информации в черном списке:

5 таджикских Asia Plus, TojNews, TjkNews, "Озодагон", "Ватандор"
4 российских "Лента", "Вести", "Полярная звезда", а также сайт информационного агентства "РИА-Новости"
3 региональных Ferghana News, CentrAsia, Maxala
4 международных BBC, Таджикская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода, Facebook, YouTube

 

Сообщалось о жесточайших нападениях как внутри страны, так и за границей. Как минимум, два критически настроенных журналиста вынуждены были обратиться в медицинские учреждения после таких нападений.


Жертвы насилия:

Январь 2012 г.:

В московском ресторане удар ножом получил Дододжон Атовуллоев - находящийся в изгнании издатель и редактор нефункционирующей в данное время оппозиционной таджикской газеты "Чароги Руз". В 1992 году его газету запретили в Таджикистане за критику политики Рахмона, но через год Атовуллоев перевел ее в Москву и продолжал публиковать "Чароги Руз" в изгнании.

Май 2012 г.:

Неизвестные зверски избили Далера Шарифова - журналиста государственного телеканала "Сафина", сообщило финансируемое правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода. Журналист сообщил Asia Plus, что до нападения он получал угрозы. До этого Шарифов вел ток-шоу, участники которого обсуждали социальные и экономические проблемы Таджикистана.
 

Государственные чиновники продолжали использовать предъявление исков о клевете в отместку средствам массовой информации, публикующим критические сюжеты. В 2012 году один муниципальный чиновник в Душанбе подал иск против независимой газеты "Фараж" о возмещении ущерба в размере 500.000 сомони (105 000 долларов США). Как сообщает Национальная ассоциация независимых средств массовой информации (НАНСМИТ), перед этим газета опубликовала материал о присуждении компенсации в связи с аварией, в которой участвовал автомобиль этого чиновника. В конечном итоге, чиновник отозвал иск, однако исследования КЗЖ показывают, что сама по себе подача таких исков сдерживает появление в СМИ критических материалов.


Другие дела о клевете по данным НАНСМИТ:

1 миллион сомони

требовал в качестве компенсации морального вреда один из генералов Министерства внутренних дел в поданном им в январе 2011 года иске против Asia Plus в отместку за публикацию, в которой говорилось об издевательствах сотрудников милиции над задержанным, умершим под стражей. В октябре 2011 года истец отказался от иска.

5,5 миллионов сомони

требовали в качестве компенсации морального вреда трое душанбинских судей в поданном в феврале 2010 года иске против газеты "Фараж" и двух других независимых газет - "Озодагон" и Asia Plus в связи с материалом, который критиковал их работу. Через год судьи отказались от иска.
 

Хотя проникновение интернета в Таджикистане оставалось крайне низким, местные активисты борьбы за свободу прессы, а также журналисты объединились против подавления свободы слова в интернете. В ответ на блокировку ряда популярных новостных сайтов, активисты начали протест под названием "100 дней за свободу Таджнета". По сообщениям НАНСМИТ, эта начатая в сентябре кампания протеста включала ряд мероприятий. Их целью было разоблачить репрессивную политику государства и помочь жителям в обретении компьютерной грамотности.

Проникновение интернета в Центральной Азии на 2011 год, по данным Международного Союза Электросвязи:
»
«
Ключевые репортажи в 2012 году
 »
«




Слайд-шоу: год в фотографиях

Slideshow: Year in Photos