Гонения властей на СМИ ставят под сомнение результаты выборов в Беларуси

Москва, 10 февраля 2006 г. — Преследования, которым подвергается большинство независимых белорусских газет со стороны властей, вызывают сомнения в том, насколько честно будут проводиться назначенные на 19 марта президентские выборы, на которых Александр Лукашенко будет баллотироваться в третий раз, говорится в заявлении, сделанном сегодня Комитетом по защите журналистов и двумя региональными организациями, защищающими свободу прессы. Эти три организации обратились к Российской Федерации, Европейскому Союзу и Соединенным Штатам с призывом не признавать результаты выборов в случае, если белорусские власти будут по-прежнему лишать общественность доступа к независимому освещению событий.
«Никакие выборы не могут считаться законными, если избиратели лишены независимых источников информации о кандидатах и их платформах», – заявил на пресс-конференции, состоявшейся в Независимом пресс-центре в Москве, старший координатор программ КЗЖ Алекс Люпис. «Мы призываем международную общественность осудить эти преступления против СМИ и не признавать результатов выборов 19 марта, если независимым журналистам не будет обеспечена возможность беспрепятственно работать и информировать население страны о ходе избирательной кампании».

Люпис прибыл в Москву после того, как в течение четырех дней встречался с независимыми журналистами в Беларуси. Пресс-конференция была проведена в Москве, так как действующие в Беларуси ограничения не позволили бы СМИ адекватно ее осветить. В Москве к Люпису присоединилась заместитель главного редактора крупнейшей белорусской оппозиционной газеты «Народная воля» Светлана Калинкина, заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец и директор московского Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов.

Согласно проведенным КЗЖ исследованиям, в преддверии выборов администрация Лукашенко жестко ограничила освещение событий в СМИ. В декабре Лукашенко отдал распоряжение о внесении в уголовный кодекс поправок, согласно которым критика президента и его правительства является уголовным преступлением. Закон предусматривает тюремное заключение сроком до пяти лет для лиц, которые распространяют в прессе «призывы» к международным организациям или иностранным правительствам, наносящие ущерб интересам национальной безопасности. Закон не объясняет, что именно имеется в виду под «призывами», и не определяет понятие «ущерб интересам безопасности».

Согласно проведенным КЗЖ исследованиям, на протяжении последних месяцев милиция без объяснений конфискует целые тиражи оппозиционных газет и не дает международным журналистам делать репортажи в Беларуси. Почтовое ведомство страны, Белпочта, отказалось распространять свыше десятка оппозиционных и независимых изданий, а банки заморозили счета ряда оппозиционных газет. «Народная воля» с октября 2005 г. вынуждена печатать свои тиражи в российском городе Смоленске, так как местные типографии расторгли контракты под давлением министерства информации.

По словам лауреата международной премии КЗЖ за свободу слова 2004 г. Калинкиной, «основной метод борьбы государства с независимыми газетами заключается в том, чтобы увеличивать наши финансовые расходы одновременно с введением тотального запрета на распространение. Белорусские власти применяют эту тактику, поскольку хотят сделать вид, что никаких газет они не закрывали, а журналисты сами по себе решили прекратить работу».

Нескончаемый поток новых правил и постановлений, принятых за последние несколько лет, иллюстрирует эту тактику. В мае 2005 г. Лукашенко подписал президентский указ, который запрещает СМИ использовать в своих названиях слова «Беларусь» и «национальный» и обязывает их перерегистрироваться с новыми названиями. Через месяц президент подписал закон, повышающий ставку налогообложения для организаций, распространяющих печатные издания. Политизированные судебные решения по обвинениям в клевете поставили «Народную волю» и ежедневное издание для деловых людей «Белорусская деловая газета» на грань банкротства.

По словам Бастунца, «газеты вынуждены создавать свои собственные неформальные сети распространения, так как издатели, государственные организации-распространители печатных изданий и почтовое ведомство отказываются иметь с ними дело». По сообщению Белорусской ассоциации журналистов, в конце 2005 г. государственное агентство по распространению, Союзпечать, отказалось продавать 19 наименований оппозиционных и независимых газет в уличных киосках.

По словам главы московского Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова, «президент Лукашенко, правительство и парламент Беларуси создали такую ситуацию, когда начавшаяся предвыборная кампания освещается СМИ Беларуси только в пользу действующего президента. Эта ситуация создавалась, на мой взгляд, последовательно все 12 лет правления Лукашенко, когда постепенно уничтожались радиостанции и газеты, преследовался Интернет. Белорусское общество не имеет возможности получать альтернативную государственной пропаганде информацию, чтобы активно учавствовать в жизни своей страны».

Поправка к конституции, дающая Лукашенко право баллотироваться на третий срок, была принята в октябре 2004 г. в результате голосования, прошедшего, по оценке Организации безопасности и сотрудничества в Европе, со «значительным отклонением» от демократических норм. Согласно ОБСЕ (общеевропейской организации по мониторингу), Лукашенко и высшим представителям руководства страны было предоставлено более 90 процентов предвыборного телевизионного времени. Перед выборами власти приостановили деятельность свыше десяти газет.

Самоцензура также распространена повсеместно, что отчасти объясняется неспособностью властей провести адекватное расследование убийств трех журналистов: оператора ОРТ Дмитрия Завадского, исчезнувшего в июле 2000 г., корреспондента еженедельной оппозиционной газеты «Солидарность» Вероники Черкасовой, которую убили в октябре 2004 г., и внештатного корреспондента «Народной Воли» Василия Гродникова, скончавшегося в результате ранения головы в октябре 2005 г.

Ниже излагаются подробности этих дел:

В деле Черкасовой в основной версии обвинения в качестве подозреваемого долгое время фигурировал несовершеннолетний сын жертвы, в то время как версии, связанные с ее профессиональной деятельностью, не рассматриваются. В конце 2005 г. уголовное преследование сына Черкасовой, шестнадцатилетнего Антона Филимонова было прекращено, однако уже 28 декабря он был арестован по несвязанному с этим расследованием обвинению в фальшивомонетничестве, и с тех пор находится в заключении. Его родственники и местные правозащитники обеспокоены опасностью, которой он подвергается, и сообщают, что следователи оказывают на подростка давление, чтобы заставить его «сознаться» в убийстве собственной матери.

Завадский, белорусский оператор российского общественного телеканала ОРТ, был объявлен пропавшим без вести после того, как не пришел на встречу со своим коллегой Павлом Шереметом. Шеремет и Завадский незадолго до того ездили в Чечню на съемки «Чеченского дневника», документального фильма о чеченской войне. Источники КЗЖ в Беларуси подозревают, что Завадского похитили, так как у него имелись видеоматериалы, свидетельствующие о том, что агенты белорусской службы безопасности сражались на стороне чеченских повстанцев. В докладе Совета Европы за 2003 год утверждается, что к исчезновению этого журналиста причастны представители высших эшелонов власти, но государственная прокуратура закрыла расследование без единого ареста.

Гродникова, внештатного корреспондента «Народной Воли», нашли в его квартире мертвым, с раной головы. Его квартира была разгромлена, но по словам его племянницы признаки ограбления или взлома отсутствовали. В газете он публиковал материалы, посвященные социальным вопросам.